Если аккумулятор закипает во время зарядки, это вовсе не значит, что он вышел из строя и его пора менять. При определенных условиях этот процесс безвреден и является признаком нормальной работы системы. Но в некоторых ситуациях кипение свидетельствует о неблагополучии. Чтобы точно их диагностировать и вовремя принять необходимые меры, не нужно быть специалистом.
Должен ли кипеть аккумулятор при зарядке?
Для начала нужно понять принцип работы устройства. Электрическая энергия вырабатывается путем окисления свинца в водном растворе серной кислоты. При разряде свинец, из которого изготовлены электроды, превращается в сульфат, который покрывает поверхность в виде налета.
При зарядке аккумулятора происходит обратный процесс и сульфат превращается в свинец. Происходят десятки химических реакций, в которых не только восстанавливается металл, но и расходуется вода. Концентрация серной кислоты увеличивается, а плотность электролита увеличивается.
Читайте также: Зачем водители добавляют пищевую соду в аккумулятор
Во время зарядки в определенный момент начинают появляться пузырьки. Процесс не имеет ничего общего с кипячением, но очень на него похож, отсюда и название. Это должно произойти, но только при определенных условиях.
Важно!
Если аккумулятор долго держать разряженным, сульфат свинца застывает на поверхности пластин и образует плотную корку, которая не разрушается и не дает аккумулятору зарядиться. Это называется сульфатация. Чтобы избежать таких проблем, аккумулятор необходимо заряжать через регулярные промежутки времени.
Почему кипит аккумулятор при зарядке
Это объясняется протекающими в аккумуляторной батарее химическими процессами. Если вкратце, все происходит так:
- На разряженном АКБ пластины покрыты слоем сульфата свинца. При зарядке он начинает постепенно разлагаться, и вся энергия уходит на обеспечение этого процесса. Свинцовые модули восстанавливаются и очищаются, повышается концентрация серной кислоты в растворе и увеличивается плотность электролита. Никакого кипения в этот период не наблюдается, он может занимать 8 часов и даже больше.
- Когда сульфат свинца полностью преобразовался в чистый металл, энергия расходуется на электролиз. В процессе начинает увеличиваться плотность и образуются газы, которые в виде пузырьков поднимаются на поверхность, и возникает эффект кипения.
- Кипящую батарею нужно подержать в таком состоянии еще несколько часов. В этот период емкость увеличивается. Контролировать показатели проще всего мультиметром. Если значение перестало меняться и остается неизменным на протяжении 30-40 минут, зарядку следует прекратить.
https://www.youtube.com/embed/lQgCpSVDPgk
Но бывают ситуации, когда аккумулятор начинает закипать практически сразу после подключения к зарядному устройству. При этом сульфатный слой настолько плотный, что они просто не растворяются, поэтому сразу начинается процесс электролиза воды. Такая ситуация может возникнуть по нескольким причинам:
- Если кипение начинается буквально через 20-30 минут, то поверхность пластин сильно сульфатирована. В этом случае восстановить работоспособность батареи не получится.
- Когда процесс наблюдается по прошествии пары часов, пластины сульфатированы частично. В этом случае есть шанс восстановить их.
- Если кипит только одна из банок или же только в одной процесса нет, причины могут быть разными – от нехватки электролита до замыкания или разрушения пластин.
Важно!
Не оставляйте аккумулятор без присмотра во время зарядки. Вы должны контролировать процесс хотя бы раз в час, чтобы вовремя обнаружить проблемы.
Читайте также: Как правильно отключать автомобильный аккумулятор, чтобы он не ударил током?
Как определить кипение аккумулятора
Чтобы определить, что аккумулятор кипит, не нужно быть специалистом. И если во время зарядки это легко проверить, то во время эксплуатации многие не замечают проблемы, и в результате аккумулятор выходит из строя. Узнать о неисправности можно по нескольким признакам:
- Зеленый налет или сильные окислы на клеммах аккумулятора.
- Также при открывании капота можно услышать отчетливый запах электролита.
- Если под аккумулятором в месте его крепления есть значительная коррозия, а остальное пространство чистое, то, скорее всего, подтекает электролит. Это происходит из-за кипения АКБ.
- Чтобы убедиться в том, что проблема есть, можно надеть на газоотводную трубку презерватив или небольшой воздушный шарик. Если со временем элемент начнет надуваться, присутствует излишнее газообразование.
- Если под рукой есть автомобильный стетоскоп, приставляйте его к каждой банке поочередно. В кипящих отсеках можно без труда услышать бульканье.
Обслуживать автомобиль с такой неисправностью не стоит, так как аккумулятор скоро просто выйдет из строя. Чем раньше вы начнете бороться с проблемой, тем больше шансов восстановить нормальную работу системы.
Что делать, если кипит аккумулятор при зарядке
Тут все зависит от обстоятельств, поэтому нужны соответствующие меры. Помогут простые рекомендации:
- Если кипение начинается через короткий срок после начала зарядки, налицо сульфатация пластин. В этом случае проводится процедура десульфатации. Если она окажется эффективной, нужно зарядить батарею в штатном режиме.
- Когда процесс возникает через продолжительное время и кипят все банки, это нормально. Нужно постепенно уменьшать силу тока, чтобы зарядить аккумулятор полностью. Так, если вначале было 5 А, то выставляется вначале 4, потом 2 и в конце 2 ампера. За счет этого обеспечивается наилучшая эффективность зарядки.
- Если есть бурление во всех банках кроме одной, проблема может оказаться в замыкании. Все достаточно сложно, но в некоторых случаях ее работоспособность можно восстановить.
- Когда не кипит только одна банка, нередко причина в слишком низком уровне электролита в остальных сегментах. Жидкость наливается по метке, а если ее нет, то ориентиром будут пластины, которые видно через отверстия. Они должны быть полностью закрыты. Если верхняя часть видна, долейте дистиллированной воды.
- Если одна банка не кипит, то может потребоваться десульфатация или же нужно долить дистиллированную воду, если электролита недостаточно.
Следует понимать: чем старше батарея, тем больше вероятность того, что она просто выработала свой ресурс. Со временем пластины или перегородки, защищающие их от соприкосновения, начинают разрушаться.
Читайте также: Как завести мотор если сел аккумулятор в глуши и нет никакой помощи
Когда не обойтись без помощи профессионалов
В некоторых ситуациях не стоит самостоятельно устранять неисправность аккумулятора, чтобы не ухудшить состояние еще больше. Здесь важно учитывать несколько простых рекомендаций:
- Если у вас нет нормального зарядного устройства и вы сомневаетесь, что сможете провести обслуживание, проще всего сразу поручить работу профи. Услуги стоят недорого.
- Когда есть подозрение об замыкании банки, устранить его можно только путем разборки батареи и замены изолирующих проставок. Сделать это в домашних условиях тяжело. Профессионалы подскажут, есть ли смысл в этой работе, и смогут выполнить ее качественно.
- Когда аккумулятор кипит, но не заряжается, лучше также отдать его на проверку для оценки состояния.
- Качественно провести десульфатацию сложно. Для этого нужно специальное устройство, которое эффективно удаляет налет и восстанавливает нормальную работоспособность аккумуляторных батарей. Работу можно провести и стандартной зарядкой, но придется соблюдать определенную схему и постоянно следить за состоянием батареи.
- Любые повреждения могут нарушить работу и создать опасность при эксплуатации автомобиля. Электролит при попадании на детали вызывает их коррозию, а резиновые элементы и изоляцию проводки состав может просто разрушить.
- Если у вас необслуживаемый аккумулятор и в нем нет пробок для открывания банок, то при возникновении любых проблем лучше сразу отдать его специалистам. Вы не сможете долить дистиллированную воду. Иногда даже вскрыть систему, не повредив ее деталей, бывает сложно.
Важно!
Всегда заряжайте аккумулятор малым током в течение длительного времени. Это самый безопасный и эффективный вариант восстановления дееспособности. В профилактических целях заряжайте аккумулятор хотя бы раз в полгода, тогда на пластинах не будет образовываться плотный слой сульфатов, а срок службы значительно увеличится.
Вскипание аккумулятора при зарядке – опасный симптом, если наблюдается вскоре после его начала. Также важно следить за тем, все ли банки кипят, так как неисправными могут быть только одна или две. Кипящий аккумулятор на работающей машине – это всегда показатель неисправности.