Практика показывает, что автоматическая трансмиссия (АТ) является одним из наиболее распространенных вариантов, устанавливаемых на современные модели автомобилей. Производители предлагают несколько видов рабочих механизмов. Какой из них выбрать? Автовладельцы действуют здесь индивидуально.
- Что такое коробка «автомат»?
- Устройство коробки «автомат»
- Принцип работы автомата
- Классическая (гидротрансформаторная) АКП
- Вариатор (CVT)
- «Робот» (РКП)
- Значения
- Плюсы и минусы коробок автомат
- Как управлять коробкой автомат?
- Правила вождения
- Как продлить жизнь коробке автомат?
- Ремонтные работы
- Часто задаваемые вопросы и ответы эксперта
- Можно ли переключать скорости АКПП на ходу?
- Как буксировать авто с АКПП?
- Можно ли буксировать другие автомобили?
- Можно ли таскать прицеп с автоматом?
- Езда на АКПП в пробках и на светофорах
- Как тормозить двигателем с автоматом?
- Как обгонять на авто с АКПП?
- Прогревать ли автомат перед ездой?
Что такое коробка «автомат»?
Автоматическая коробка передач – сложный узел, основное назначение которого – самостоятельное включение необходимого передаточного числа. На данном этапе режим привода обязателен. Вмешательство водителя в этот процесс не требуется. Категория автоматов объединяется в разных типах коробок передач. Речь идет о классических вариантах: робот и вариатор (трансмиссии автоматизированного типа).
Чтобы продлить срок службы рабочего механизма, необходимо регулярно менять масло в АКПП. Современные редукторы предназначены для улучшения процесса управления. Водитель управляет работой агрегата нажатием на педаль газа. Большинство современных конструкций состоят из планетарных передач, взаимодействующих с гидротрансформаторами.
Устройство коробки «автомат»
Полноценный автомат был разработан Оскаром Банкером в 1935 году. Модель была куплена международной компанией General Motors. Кроме того, квалифицированные специалисты провели аудит. В результате на конвейерное производство была поставлена классическая модель автомата гидротрансформаторного типа. Рабочий механизм используется до сих пор.
Двигатель с АКПП при своевременном обслуживании служит много лет. В состав трансмиссии входят следующие элементы:
- гидротрансформатор. Устройство необходимо для преобразования и передачи оборотов мотора;
- редуктор планетарного типа.
- система гидроуправления.
Современные конструкции состоят из планетарной передачи с переменным передаточным числом. Расположение шестерен зависит от порядка вращения. Это обеспечивает работу узла на разных скоростях. Основной задачей гидромуфты является обеспечение надежного сцепления. Его сжатие осуществляется специальной жидкостью. Плавное переключение передач обеспечивает гидротрансформатор. Ручка АКПП может быть выполнена в разных модификациях.
https://www.youtube.com/embed/RDXWAzJ2T8w
Принцип работы автомата
Замена АКПП производится, если рабочие узлы агрегата серьезно вышли из строя и восстановлению не подлежат. Чтобы не вывести устройство из строя преждевременно, важно понимать суть принципа работы. Порядок работы механизма зависит от его конструктивных особенностей. Рассмотрим принцип работы машины для каждого из вариантов.
Интересно! Как существенно продлить жизнь АКПП
Классическая (гидротрансформаторная) АКП
Какая АКПП устанавливается на автомобиль, определяет производитель. Работа агрегата основана на давлении в трансмиссионной жидкости. Наличие гидротрансформатора позволяет передавать крутящий момент от двигателя внутреннего сгорания на рабочие элементы коробки передач.
В большинстве случаев агрегаты включают 3 лопастных колеса. Речь идет о насосной, турбинной и реакторной частях. Все упаковано в герметичную коробку. Порядок работы агрегата следующий:
- Запуск ДВС.
- Подъем масляного давления насосом.
- Прохождение жидкости через крыльчатки реактора.
- Трансформация механической силы в гидравлическую.
- Передача крутящего момента на планетарный механизм.
Задачи сцепления и гидромуфты выполняются непосредственно гидротрансформатором. Механизм переключения передач основан на гидравлической системе управления с синхронизаторами. Это закрывает/открывает необходимые клапаны в гидравлическом блоке. Сжатие фрикционных пакетов осуществляется под действием давления масла в автоматическом режиме. Плавность работы замка достигается за счет управляемой электроники.
Вариатор (CVT)
Трансмиссия без ступеней включает 2 угловые шайбы. Одно из фрикционных колес соединено с валом двигателя. Результатом является эффективная передача крутящего момента на колеса автомобиля. Передача мощности между осями осуществляется с помощью ремня. Изменение передаточного числа достигается за счет увеличения/уменьшения зазора между конусами оси. Ремонт АКПП дорогой.
Конусы управляются гидравлически и электронно. Наличие гидротрансформатора позволяет автомобилю плавно начинать движение и трогаться с места. Планетарный редуктор обеспечивает расширение диапазона передаточных чисел. Фиксированное моделирование присуще современным моделям CVT.
Интересно! 5 ошибок вождения, смертельных для вариатора
«Робот» (РКП)
RKP — механическая модель, включающая в себя электронику, сервоприводы. Коробка передач переключает передачи автоматически. Функции рычага коробки выполняют электродвигатели. Широко используются преселективные роботы, включающие 2 сцепления (DSG). Работа сцепления заключается в управлении работой шестерен. Переключение осуществляется без перерыва в крутящем моменте. Масло в АКПП заливается строго по регламенту.
Значения
Какое масло заливается в АКПП? Все зависит от его конструктивных особенностей, режима эксплуатации транспортного средства. Лучше всего следовать рекомендациям производителя.
При езде не на механике водитель может быть ошарашен, если переключится на автомат. Здесь важно изучить основные обозначения и расшифровку. Рассмотрим основные из них ниже.
Название | Обозначение |
N | Нейтральное расположение селектора. |
D | Движение автомобиля вперед |
R | Задний ход транспортного средства |
P | Паркинг. Помощь в работе стояночного тормоза. |
M | Ручное управление авто. |
L | Пониженная передача. Режим предназначен для езды по скользкой дороге, бездорожью. |
L1,2 | Ограничение в переключение скоростей. Работает по АКПП1 и АКПП 2. |
D3,4 | Ограничение в переключение скоростей. Работает по АКПП3 и АКПП 4 соответственно. |
OD | Повышенная передача. Плюс – существенная экономия топлива. |
KD | Пониженная передача. Позволяет быстро набрать скорость. |
S | Спорт режим. Предназначен для езды по бездорожью. |
W | Зимний режим. Плавное трогание по снегу, льду. Отсутствие пробуксовки. |
E | Экономия топлива достигается за счет плавности движений. |
Селектор автоматической коробки передач может иметь различные исполнения. Практика показывает, что самая распространенная настройка режима: PRNDL. Использование других обозначений не является обязательным. Вся информация дана в специальных инструкциях. Цена автоматической коробки передач зависит от множества факторов. В первую очередь это касается модификации устройства.
Плюсы и минусы коробок автомат
Год выпуска АКПП указывается в специальной маркировке, которая наносится непосредственно на заводе. Популярность таких устройств связана с их преимуществами. Наиболее важными среди них являются:
- простота использования. Водитель не должен нажимать на педаль сцепления и вручную переключать передачи;
- плавные движения. Данный эффект достигается за счет незаметного изменения передаточного отношения;
- высокий уровень безопасности. Переключение скоростей на МКПП без разрыва мощности невозможно.
Фильтр АКПП подлежит замене строго в соответствии с утвержденным техническим регламентом. К недостаткам рабочего агрегата можно отнести высокую стоимость и повышенный расход топлива. Такие устройства не выдерживают экстремальных нагрузок. Практика показывает, что транспортные средства не следует буксировать на большие расстояния.
Как управлять коробкой автомат?
Дизельные АКПП очень популярны среди автовладельцев. Это связано с оптимальным сочетанием мощности и комфорта от управления. Алгоритм управления следующий:
- Запуск двигателя, нажатие на педаль тормоза и установка парковочного положения.
- Включение режима D или R.
- Плавный отпуск педали тормоза.
- Нажатие на педаль газа для увеличения скорости.
Все действия следует выполнять в строгой последовательности. Наиболее распространенный вариант – 6 АКПП.
Правила вождения
Существует ряд правил, которых следует придерживаться при управлении коробкой автомат. Возьмите на вооружение следующие советы:
- не используйте нейтраль (N) для движения накатом;
- режим паркинга (P) можно использовать только на ровных площадках;
- при остановках в пробках лучше всего включать опцию P;
- запрещена буксировка авто с АКПП 2.0 и прочими модификациями на длительные расстояния;
- в процессе буксировки используются только высокие передачи;
- при выезде из грязи, сугроба используются режимы L1 и L2.
При застревании, лучше всего отключать стабилизационную систему.
Как продлить жизнь коробке автомат?
Преждевременный выход из строя АКПП возможен по нескольким причинам. Так, при резкой и агрессивной езде срок службы устройства значительно сокращается. Это приводит к быстрому износу фрикционов, планетарных передач, фрикционов и т д. Масло загрязняется различными продуктами износа. Начните плавно, не раскачивайте машину, если она застряла.
Интересно! Фатальная ошибка езды на автомате в мороз
Ремонтные работы
Датчик АКПП может ложно информировать водителя о состоянии рабочего узла во время работы. В результате возрастает риск перегрева деталей. Чтобы продлить срок службы устройства, следует вовремя заменять расходные материалы.
Машина представляет собой технически сложный агрегат, в основе работы которого лежит блок управления. Комплексную диагностику устройства следует проводить в специализированных центрах. Мастера оценят состояние радиатора АКПП, уровень масла в АКПП. Лучше всего доверить восстановление устройства профессионалам.
Часто задаваемые вопросы и ответы эксперта
Как и с механикой и ее особенностями, с АКПП также есть свои нюансы, которые должен знать каждый водитель. Разберем их подробнее далее в материале.
Можно ли переключать скорости АКПП на ходу?
На ходу категорически запрещено включать режимы P и R. Здесь важно дождаться обездвижения транспортного средства.
Как буксировать авто с АКПП?
Здесь важно перевести селектор в нейтральное положение. Скоростной режим не должен превышать 40 км/час. Следить также следует за температурой в АКПП.
Можно ли буксировать другие автомобили?
Производители не рекомендуют буксировать автомобили на транспортном средстве с АКПП.
Можно ли таскать прицеп с автоматом?
Соблюдайте умеренный скоростной режим до 100 км/ч. Также контролируйте предельно допустимые нагрузки.
Езда на АКПП в пробках и на светофорах
Если речь идет об автомате гидравлического типа, то при остановке необходимо включать нейтраль. Для робота с фрикционными дисками в этой операции нет необходимости.
Как тормозить двигателем с автоматом?
Снимите ногу с акселератора с целью снижения передачи в нужной последовательности.
Как обгонять на авто с АКПП?
На механике быстрый обгон достигается понижением передачи и нажатием педали газа. Этот принцип работы также характерен для машины. Рабочий блок выполняет действия в автоматическом режиме.
Прогревать ли автомат перед ездой?
Перед началом движения транспортного средства, где АКПП, прогрев ДВС обязателен. Таким образом, вы продлите срок эксплуатации рабочего агрегата.
https://www.youtube.com/embed/Yqx6M1Ikqi8